Альбом «Поэзия на клавишах», вышедший при технической поддержке издательства «Музпром, Московские окна» в 2007 г., представляет собой проект, где все песни, написанные на стихи Германа Гецевича композитором Эмилией Перль, прозвучали в лучших традициях таривердиевской фортепьянности, то есть в стиле городского романса, баллады. Исходным материалом этого альбома явились не специально изготовленные тексты для песен, а неопубликованные стихи поэта, многие из которых пролежали в столе более 20 лет.
 
  ТРЕК – ЛИСТ альбома «Поэзия на клавишах»
 
 
1. Одиночество и уединение Прослушать/Скачать
2. Пейзаж Прослушать/Скачать
3. Деревья декабря  
4. Воспоминание о Тбилиси  
5. Возвращение Прослушать/Скачать
6. Натюрморт  
7. Южная элегия  
8. Кухонный романс Прослушать/Скачать
9. Катамаран  
10. Океан (Пиратский блюз)  
11. Мольба  
12. Солнечный зайчик  
13. Несостоявшийся разговор  
14. Женщина-свеча  
15. Московский дождь  
16. Чистые пруды  
17. Ночные голоса  
18. Почему?  
19. Город Прослушать/Скачать
20. Разлука  
21. В поисках дома  
22. Бабье лето  
23. Декабрь  
24. Колыбельная  
25. Праздник  
 

 
 
Музыка Эмилии Перль
Стихи Германа Гецевича

Песни исполняют:
Солистка президентского оркестра Екатерина Черноусова
(1,2,4,8,12,16,18,24),
Заслуженная артистка России Наталья Синявская
(5,7,9,11,15,20,22,25),
Заслуженная артистка Чувашии Елена Соловьева
(13,17),
Владимир Алешин
(3,6,10,14,17,19,23).
 

 

Стихи и клавиши

     Стихи Германа Гецевича музыкальны, в самом прямом и изначальном смысле этого слова. В каждом из них есть своя гармония, своя мелодия. Они ложатся на слух с голоса — с первого прочтения. Это не могли не заметить композиторы — многие строчки давно уже превратились в ноты.
     Но труд музыканта в данном случае вовсе не прост и не ординарен. Ведь требуется не заглушить уже существующую мелодию, расслышать ее, не подменить своей придуманной, надуманной. Правильно услышать, правильно сыграть, аранжировать, саккомпанировать...
     В этом смысле диск «Поэзия на клавишах» можно назвать одним из самых точных, адекватных музыкальных прочтений стихов Гецевича. Это счастливый случай, когда драгоценный камень безукоризненно огранен и вставлен в оправу, которая одному ему соответствует. Подобрана музыка, не умаляющая достоинства стиха,
а раскрывающая — слой за слоем — его глубину, высвечивающая палитру смысловых оттенков.
     И здесь важную роль — отнюдь не роль «актера второго плана» — исполняет инструмент. Стоит прослушать несколько песен, и убеждаешься: с этими стихами рифмуются именно клавиши. Именно рояль, с его широким диапазоном, со всеми гармоническими и ритмическими возможностями, необходим, чтобы сыграть такой текст.
     Инструмент, которым исполнители современной песни пользуются не так уж часто — во всяком случае, гораздо реже, чем, скажем, во времена Вертинского. И напрасно — хочется сказать, послушав диск. Рояль конгениален русской поэзии. Рояль универсален, ему подвластен любой музыкальный жанр. Композитор Эмилия Перль, душа этого проекта, показывает все жанровое многообразие современной песни. Одновременно выявляя пластичность стиха Гецевича, многоплановость миров, которые он творит. Русский романс, американский блюз, французский шансон... И просто красивые песни с умными словами и запоминающейся мелодией — которая накрепко застревает в памяти. Идешь по Москве и мурлычешь: «Океан, океан, океан не хочет меня!»
     Здесь, конечно, надо отметить еще и удачный подбор исполнителей. Екатерина Черноусова, Елена Соловьева, Владимир Алешин, Наталья Синявская передают если не все, то очень многие оттенки и нюансы поэзии Гецевича, демонстрируют, что она может быть разной и неожиданной — то по-женски лиричной, то по-мужски саркастичной, иногда игривой, иногда серьезной и мудрой.
     Некоторые из этих стихов слышал и прежде, не думая, что их можно спеть. А теперь обнаруживаю, что да, их можно и даже нужно петь, что они — песни.
     Другое дело, что стихи многих поэтов-песеннников невозможно или весьма проблематично читать, они «не выживают» на бумаге. Поэзия Гецевича в этом смысле самодостаточна. Но и «на клавишах», как выясняется благодаря Эмилии Перль, она может существовать вполне органично.

Максим  ГЛИКИН 
Опубликовано в Интернет-журнале «Эрфольг» © 2008.
 

 

 

О пластинке «Поэзия на клавишах»

     «Поэзия на клавишах» — довольно удачное название для этого вокального цикла, записанного на одном компакт-диске. Все 25 стихотворений поэта Германа Гецевича, переложенные в музыкальный ряд композитором Эмилией Перль, воспринимаются мной не как 25 отдельных песен, а как единое музыкально-поэтическое действо,
в котором голос сочинителя стихов не заглушается, а выявляется чарующей фактурой рояля. Да и сама музыкальная стилистика заставляет задуматься — что за жанр представлен на записи. По мне — это камерная вокальная музыка, напоминающая опыты Микаэла Таривердиева.
     Не вдаваясь в подробный разбор, хочу подчеркнуть, что весь этот непростой музыкальный материал подчинен профессиональной руке — пианистке Екатерине Черноусовой, которая, очевидно, увлеклась представленным сочинением и немало талантливой выдумки привнесла для воплощения его в звуке. Кроме того (что совсем нечасто бывает), некоторые номера спеты ею же — красиво и вдохновенно. Да и другие певцы весьма интересны.

Виктор Наумович ФРИДМАН,  
композитор, заслуженный артист России  
15 мая 2008 г.  
 

 

 

О «Поэзии на клавишах»

     Мне кажется, что «Поэзию на клавишах» надо слушать в одиночестве. И в полной тишине.
     Какое-то немного странное, непонятное мне до конца состояние радостного удивления одномоментно приходит от слияния Поэзии и музыкального кружения и всплеска.
     Самое удивительное и бесценное в этом слиянии – нежность и страстность.
     Страстность скрытная и какая-то застенчивая. Так, что сразу и не заметишь, не распознаешь.
     Сначала струится легкий ветерок радостного консонансного света, излучаемый всеми создателями этой почти детскости, первозданности, улыбчивого праздника. Кинь звук – и Слово загорится, заиграет, задудит на всех улицах и перекрестках, вспыхнет чуть ли не на весь свет. Рикошетом перебрасывается от песни к песне немного грустная, светлая и застенчивая радость быть.
     Чудесный дар поэта обретает всё новые смыслы, очертания кружатся, будто листья, послушные ветру музыкального сопровождения.
    Этот диск хочется слушать и слушать, как-то так он зазвучал – чисто, сильно и адекватно нынешнему непростому миру города. Да ведь слушала я в городе,
в маленьком своем закодированном пространстве, мирке, а прочла, пропела про себя всё от а до я.
    Явленный миру талант, фантазия, доброта и внимание к мельчайшей детали бьют в цель – в сердце.
    И снова я слушаю этот диск, в котором явственно проступает шум времени, мир-чехарда и мир-упорядоченье, мир – время жить. Кинь взгляд и отзовется колокольно и как-то легко и ненавязчиво музыка.
   Все вперемежку – начала и концы, жизнь нараспашку и уединенность.
   Хочется слушать снова и снова.
   Послушайте музыку и стихи, стихи и музыку. Ведь как ни парадоксально, бывает что-то странное в отточенном искусстве точения минут почти счастья.
 

Лия ЛИБЕРОВА  
 

 

 

     В альбоме «Поэзия на клавишах», прежде всего, привлекают достоинства литературной основы. Обаятельна и искренность музыкантов, открывших свои сердца навстречу талантливым стихам Германа Гецевича.

Композитор Юрий  ЕВГРАФОВ 

 

 

     С Эмилией Перль, как поэтессой, я познакомился в декабре 2004 года. В её гостеприимном доме проходил мой авторский вечер. Это было одно из лучших поэтических чтений в моей жизни. Сама Эмилия Михайловна по профессии преподаватель английского языка. Как переводчик, посещала семинары А.М.Ревича и В.Б. Микушевича. Автор нескольких книг стихов. Когда она подарила мне свой музыкальный альбом «Жемчужный джаз», для меня неожиданно раскрылся ещё один талант этого замечательного человека — талант композитора.
     Писать музыку Эмилия Михайловна начала ещё в юности. В 1971 году, прослушав её первые музыкальные произведения, Микаэл Таривердиев сказал: «Это очень интересно, мы с вами работаем в одном жанре, но вы абсолютно самостоятельны, никому не подражаете, вам надо учиться, мне хотелось бы посмотреть, как это выглядит в нотах».
     Но следующая встреча не состоялась. Эмилия постеснялась признаться Маэстро, что записывать ноты на бумаге для нее тяжкий труд. На протяжении многих лет она продолжала учиться и работать, с каждым годом совершенствуя и развивая своё природное дарование. Спустя три года после нашего знакомства, она позвонила мне и попросила прислать тексты для будущих песен.
     За очень короткий срок, на непреодолимом порыве вдохновения Эмилия Перль написала 25 вещей на мои стихи. Нашлись и прекрасные профессиональные исполнители: Наталья Синявская, Елена Соловьёва, Владимир Алёшин... Особую благодарность хотелось бы выразить Екатерине Черноусовой, блестящей джазовой пианистке и певице. Без её проникновенного голоса и рояля «Поэзия на клавишах» вряд ли могла реально осуществиться в таком безупречном качестве. Мелодичные произведения Эмилии Перль — это не просто благозвучный фон для стихов, а глубокий прочувствованный материал, усиливающий смысловые и эмоциональные оттенки содержания текста, ключ для его понимания. Бескорыстная работа души помогла композитору с жемчужным именем извлечь жемчуг музыкальной гармонии из хаоса звуковой стихии.

 Герман Гецевич

 

 
За роялем солистка президентского оркестра
Екатерина Черноусова